Фильмография бернардо бертолуччи

«Ускользающая красота» (1996)

История об очаровательной юной американке, которая после самоубийства матери, знаменитой поэтессы и топ-модели, уезжает в Италию. Она собирается провести лето на вилле давних друзей семьи, расположенной на фоне живописных холмов Тосканы. Там девятнадцатилетняя Люси вновь встречает мужчину, который четыре года назад подарил ей первый поцелуй и, как она считает, написал ей лучшее в жизни письмо. У девушки есть еще один важный мотив приезда в Италию: она хочет узнать, кто же является ее настоящим отцом. В дневнике ее матери есть запись о близости с неназванным мужчиной в августе 1975 года, в результате которой на свет появилась Люси. Юной американке предстоит пережить еще не одно потрясение и открытие…

В переводе с итальянского название фильма звучит, как «Я танцую сама по себе». Кстати, Лив Тайлер могла не сыграть в фильме Бертолуччи. Когда ей позвонили от режиссера и предложили роль, Лив ответила отказом. Но ее отец Стивен Тайлер убедил дочь, чо такой шанс выпадает только раз в жизни. В итоге, роль юной Люси сделала Лив звездой и открыла ей дорогу в Голливуд.

Что смотреть дальше

1 / 3

Кадр из фильма «Конформист». 1970 год Paramount Pictures

2 / 3

Кадр из фильма «Последнее танго в Париже». 1972 год Les Productions Artistes Associés; Produzioni Europee Associati (PEA)

3 / 3

Кадр из фильма «Двадцатый век». 1976 год Paramount Pictures; United Artist; 20th Century Fox

После «Мечтателей» можно переместиться в 1970-е и посмотреть три главные картины режиссера — «Конформист» (1970), «Последнее танго в Париже» (1972) и «Двадцатый век» (1976). «Конформист» — провокационное исследо­вание природы фашизма. Главный персонаж (героем его назвать сложно), сыгранный Жаном-Луи Трентиньяном, в детстве стал жертвой сексуального насилия. Он чувствует себя не таким, как остальные, ущербным, слабым и, чтобы скрыть эту уязвимость от других, сливается с набирающей мощь организацией — фашистской партией. Бертолуччи рассматривает тотали­таризм как психический механизм компенсации, возможность заместить собственное бессилие чужой силой.

Еще более провокационную форму для исследования социального через сексуальное Бертолуччи выбирает в фильме «Последнее танго в Париже». Американец (Марлон Брандо), который не может прийти в себя после само­убийства жены, снимает квартиру для интимных встреч с молодой францу­женкой (Мария Шнайдер). Он ничего не рассказывает о себе и запре­щает ей говорить о прошлом, происхождении, семье. Их встречи очищены от соци­ального, в отношения вступают не американец и француженка, а анимус и анима, мужское и женское начала как таковые. Выходящая из-под контроля сексуальная агрессия (особенно в знаменитой сцене с багетом и маслом) становится для персонажа Брандо единственным способом выразить давно накопившуюся ярость, бунт против общественных норм.

В фильме-колоссе «Двадцатый век» (он длится пять с половиной часов, а его события разворачиваются с 1901 по 1945 год) Бертолуччи вновь показывает большое через малое, социально-политические процессы итальянской истории первой половины ХХ века через отношения двух друзей, родившихся в одном поместье в один и тот же день, — крестьянина и землевладельца (Жерар Депардье и Роберт Де Ниро).

1 / 3

Кадр из фильма «Последний император». 1987 год Columbia Pictures

2 / 3

Кадр из фильма «Под покровом небес». 1990 год Recorded Picture Company

3 / 3

Кадр из фильма «Маленький Будда». 1993 год CiBy 2000; Recorded Picture Company (RPC); Serprocor Anstalt

После «Двадцатого века» можно посмотреть три фильма, составляющие «восточный цикл»: «Последний император» (1987) с Питером О’Тулом, «Под покровом небес» (1990) с Джоном Малковичем и «Маленький Будда» (1993) с Киану Ривзом. «Последний император» вновь рассказывает историю страны посредством частной биографии — теперь это Китай, и в центре повество­вания — судьба последнего правителя династии Цин Айсиньгёро Пуи. Эта картина стала самым титулованным произведением Бертолуччи: она получила девять «Оскаров», в том числе в номинации «Лучший фильм», а режиссер — персональную статуэтку.

1 / 2

Кадр из фильма «Ускользающая красота». 1996 год Searchlight Pictures

2 / 2

Кадр из фильма «Осажденные». 1998 год BBC Television Centre; Mediaset; Fiction Films; Navert Film; Tele+

После «восточного» цикла стоит ненадолго задержаться в 1990-х и посмотреть два фильма, созданные Бертолуччи после возвращения в Италию, — мелодраму «Ускользающая красота» (1996) с Лив Тайлер в главной роли и социальную драму «Осажденные» (1998).

1 / 3

Кадр из фильма «Костлявая кума». 1962 год Cinematografica Cervi; Cineriz

2 / 3

Кадр из фильма «Перед революцией». 1964 год Cineriz, Iride Cinematografica

3 / 3

Кадр из фильма «Партнер». 1968 год Red Film

А завершить знакомство с творчеством режиссера можно его ранними работами. В полнометражном дебюте «Костлявая кума» (1962) Бертолуччи соединяет традиции детектива, проблематику итальянского неореализма и прихотливую структуру «Расёмона» Акиры Куросавы. «Перед революцией» (1964) — переосмысление сюжета романа Стендаля «Пармская обитель» в стилистике французской «новой волны». «Партнер» (1968) — вольная экранизация «Двойника» Достоевского с Пьером Клеманти и Стефанией Сандрелли в главных ролях. В фильмах 1960-х хорошо видно преодоление влияния Пазолини и рождение собственного стиля Бертолуччи.

Как начать смотреть Куросаву

Как выходец из самурайской семьи изменил мировой кинематограф

Бертолуччи в Англии

В 1980-х годах, в годы удушающей реакции, Бертолуччи не может оставаться в Италии. По убеждениям он коммунист, однако не до конца определившийся, как это было и с другими его воззрениями на жизнь – он ищет все время какую-то одну истину, переходя от одной идее к другой.

У знаменитого режиссера был период, когда его перестала интересовать итальянская тематика, и он переехал в Англию. После этого он посвящает фильмы самым разным темам, берется за разные жанры, однако все удается ему блестяще.

Как доказательство – премия «Оскар» за фильм «Последний император» (1987) как за лучший фильм года. Это история про китайского императора – мальчика трех лет, которому можно все, кроме одной малости:  ему нельзя покидать дворец, и он находится в нем как в заточении.

Дальше идет тема буддизма, которой режиссер коснулся – он сам называет себя «буддистом-любителем». В 1993 году премьеру его фильма «Маленький Будда» в Париже смотрел единственный зритель – Далай-Лама, и только после этого его увидели другие зрители. Здесь режиссер пытался адаптировать постулаты буддизма для аудитории, не очень хорошо знакомой с ними.

Цитаты о Висконти

Лукино Висконти в Венеции. 1956 год

«Его часто относят к великим политическим художникам, но это слишком ограниченное и холодное определение. Его восприятие европейской истории было грандиозным, и он из первых рук знал жизнь богатых и влиятельных, но в определенный момент его привлекла другая сторона жизни, относящаяся к бедным и слабым. У него было сильное чувство того, как абсолютно все, от сицилийских рыбаков в его классической неореалистической работе „Земля дрожит“ до венецианских аристократов в „Чувстве“, затронуты великим движением истории»  Martin Scorsese on Visconti’s Rocco and His Brothers. The Film Foudation. 7 March 2016..

«Висконти внушает уважение прежде всего как автор. В особенности — как автор фильма „Земля дрожит“, поскольку здесь его интеллектуальный опыт достигает вершин поэзии»  Лукино Висконти. Статьи. Свидетельства. Высказывания. М., 1986..

Как начать смотреть Микеланджело Антониони

Детективы без разгадок, потерянные герои и рваный сюжет

«В 1948 году Висконти создал фильм „Земля дрожит“ — одно из наиболее последовательных осуществлений поэтики неореализма. В этом фильме всё… протест против „искусственности искусства“. Но уже в 1953 году он снял фильм „Чувство“ — не бесспорный по решениям, но крайне интересный по замыслу. <…> Оторванная от контекста, лента поражает театральностью, открыто оперным драматизмом… Однако в контексте общего движения искусства, в паре с „Земля дрожит“, это получает иной смысл. Искусство голой правды, стремящееся освободиться от всех существующих видов художествен­ной условности, требует для восприятия огромной культуры. Будучи демокра­тично по идеям, оно становится слишком интеллектуальным по языку. Непод­готовленный зритель начинает скучать. Борьба с этим приводит к восстановле­нию прав сознательно-примитивного, традиционного, но близкого зрителю художественного языка. В Италии комедия масок и опера — искусства, чья традиционная система условности понятна и близка самому массовому зрителю. И кинематограф, дойдя до предела естественности, обратился к условной примитивности художественных языков, с детства знакомых зрителю»  Ю. Лотман. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин, 1973..

«Это человек Возрождения, который все умеет делать и ни от чего не отказывается. Он весь отдан радости созидать и жить»  В. Шитова. Лукино Висконти. М., 1965..

«У меня не раз возникало ощущение, что в режиссуре Висконти замешано какое-то колдовство. Известно, что Висконти был непримиримым врагом всяческого шарлатанства, любой „черной магии“ в искусстве и жизни — и в то же время к нему самому, к его облику и творчеству необычайно подходят определения магии и волшебства!..»  Лукино Висконти. Статьи. Свидетельства. Высказывания. М., 1986.

как начать смотреть фильмы

Ларса фон Триера

Джима Джармуша

Хаяо Миядзаки

Альфреда Хичкока

Вуди Аллена

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Маргиналия дня

Рожающие мужчиныСтихотворение дня

Григорий ДашевскийХайку дня

Рансэцу о смерти

Архив

Политика и личные убеждения

Бертолуччи был атеистом .

Фильмы Бертолуччи часто носят очень политический характер. Он был убежденным марксистом и, как Лукино Висконти , который в конце 1960-х нанял многих иностранных художников, Бертолуччи использовал свои фильмы для выражения своих политических взглядов; поэтому они часто автобиографичны, а также весьма противоречивы. Его политическим фильмам предшествовали другие, переоценивающие историю. The Conformist (1970) критиковал фашистскую идеологию, затрагивал взаимосвязь между государственностью и национализмом, а также вопросы народного вкуса и коллективной памяти — и все это на фоне международного заговора Бенито Муссолини с целью убийства политически активного левого профессора философии в Париже. также анализирует борьбу левых и правых.

27 сентября 2009 года Бертолуччи был одним из подписантов обращения к швейцарскому правительству об освобождении Романа Полански , который находился под стражей в ожидании экстрадиции в США.

В Твиттере 24 апреля 2015 года Бертолуччи участвовал в #whomademyclothes, кампании против потогонной революции Fashion Revolution, посвященной обрушению здания Савар в 2013 году , самой смертоносной аварии в истории швейной промышленности.

Бертолуччи пропагандировал практику Трансцендентальной Медитации: «Мы хотим пробудить настоящее, и нам трудно сделать все вместе, мы можем только медитировать, как в трансцендентальной медитации. Одно из самых сильных переживаний. Вы либо медитируете, либо смотрите хороший фильм. , затем эти две вещи начинают соприкасаться … «.

Семья

Как я уже писала ранее, Б.Бертолуччи родился в семье учительницы и поэта, кинокритика и профессора истории искусств (Аттилио Бертолуччи). В семье было еще два сына: Джузеппе — он сейчас сценарист и режиссер в театре, и Джованни — тоже связал свою жизнь с кинематографом. Не трудно догадаться, что любовь к кинематографу всем им привил отец. Он показывал им закулисную работу над производством фильмов, водил на премьерные показы.

Бернардо же поначалу был больше увлечен поэзией. И отец поощрял и это. Он и сам писал стихи, а сын читал ему свои.

Так, при поддержке отца, Бернардо развил свои таланты и смог попасть в киноиндустрию. У будущего режиссера и мастера кино были все шансы стать знаменитым.

А ведь речь идет о 60х годах…

Тематика фильмов Бертолуччи

Критики делят фильмографию Бертолуччи на несколько периодов:

·        Первый поэтический период – тот самый, когда он хотел образом победить слово, показать поэзию картин, красок, пейзажей , панорам и человеческих лиц, включая сюда и диалоги, то есть слова, как одну из составляющих тех же образов.

·        Так называемый почвеннический, или приземленный, который был начат фильмом «Стратегия паука» и закончился лентой  «Двадцатый век».

·        И, наконец, так называемый заморский период с китайскими и буддийскими мотивами – фильмы с участием интернациональных звезд кино : в кадре здесь Африка, Китай, Тибет, США.

«Конформист» (1971)

Сюжет картины рассказывает о докторе Марчелло, который в детстве стал жертвой сексуального насилия. А события 1930-1940 годов, которые происходит в его родной Италии, напоминают насилие над целым народом. Доктор против своей воли вынужден возглавить ликвидацию одного из своих сограждан, который не согласился подчиниться фашистскому режиму.

Этот фильм принес 29-летнему Бернардо Бертолуччи славу, создав ему репутацию одного из ведущих режиссёров современности, а сама картина была признана критиками шедевром мирового кино. Усложненность структуры повествования фильма оказало большое влияние на развитие мирового кинематографа, положив начало созданию психологических драм нового поколения, таких, как, например, «Крестный отец».

С чего начать

Кадр из фильма «Гибель богов». 1969 год

С одного из его главных фильмов — «Гибель богов» (1969). На первый взгляд, это классическая костюмная драма. Середина 1930-х годов, Германия. В семействе сталелитейных магнатов фон Эссенбеков, положение и власть которых кажутся непоколебимыми, появляется эсэсовец Ашенбах. Он ловко сталкивает членов этой многочисленной семьи, избавляясь от одних и мани­пулируя другими. Главная цель этой жестокой игры — наследник всего богат­ства фон Эссенбеков Мартин (Хельмут Бергер). Он должен стать послушной марионеткой в руках нацистов.

Висконти наполняет фильм достоверными историческими деталями, рекон­струирует реальное событие — «Ночь длинных ножей», секретную операцию, в ходе которой по приказу Гитлера были убиты руководители штурмовых отрядов СА, заподозренные в заговоре. И при этом переключает жанровый регистр с драмы на трагедию с шекспировскими страстями и отсылками к классическим трагедиям — от «Царя Эдипа» Софокла и «Медеи» Еврипида до «Макбета» Шекспира и «Фауста» Гете. Помимо этого, в фильме есть сюжетные отголоски «Бесов» Достоевского и «Кольца нибелунга» Вагнера. Название фильма прямо отсылает к последней части вагнеровской тетрало­гии — «Гибели богов».

Режиссер соединяет семейную драму с историей страны, а затем и с историей человечества, постепенно смещаясь с крупного плана на общий. «Гибель богов» — исследование природы власти, которая развращает любого, кто к ней прикоснется.

Поначалу фильм был расценен как неактуальная, тяжеловесная, перегруженная аллюзиями стилизация: во всем мире только и говорили о советских танках в Праге и студенческих протестах в Париже, а Висконти укрылся от реальности в своей «башне из слоновой кости». Но спустя несколько лет, когда вышли «Конформист» Бертолуччи и «Сало, или 120 дней Содома» Пазолини, отноше­ние к картине изменилось. Стало понятно, что Висконти открыл в итальянском кино очень важную и актуальную тему. Он первым поставил вопрос о психоло­гической природе фашизма, заговорив о том, что в основе яростного отстаи­вания «нормы» и «чистоты», отсеивания «годных» от «негодных» на самом деле лежит отклонение от нормы, которое нацисты таким образом скрывают — возможно, и от самих себя. На фоне роста неофашистского движения в Италии в конце 1960-х — начале 1970-х это было радикальным высказыванием. Бертолуччи и Пазолини усилили его и сделали еще более слышимым.

Как начать смотреть Бернардо Бертолуччи

Эротизм, бунт против общественных норм и другие ключи

С каких фильмов не стоит начинать

Кадр из фильма «Невинный». 1976 год

С последней картины «Невинный» (1976) по раннему роману Габриеле д’Аннунцио: Висконти снимал ее в инвалидном кресле после перелома шейки бедра и не успел закончить. Режиссер умер от тромбоза через несколько дней после просмотра чернового монтажа, которым остался недоволен.

Кадр из фильма «Посторонний». 1967 год

Не лучшая точка входа в мир Висконти и еще одна экранизация (1967) — романа Альбера Камю «Посторонний». Этот фильм со звездами европейского кино Марчелло Мастроянни и Анной Кариной был номинирован на «Золотого льва Святого Марка» в Венеции и американскую премию «Золотой глобус», но наград не получил и был прохладно принят критиками. От Висконти ждали радикальной интерпретации, но он, наоборот, экранизировал Камю слишком близко к тексту, и на фоне других работ фильм кажется блеклым.

Кадр из фильма «Одержимость». 1943 год

И, пожалуй, не стоит начинать знакомство с Висконти с его первого фильма «Одержимость» (1943) с Кларой Каламаи и Массимо Джиротти. Черты уникального авторского стиля здесь еще не проявлены в полной мере и будут лучше видны после просмотра главных картин режиссера.

«Осажденные»

Мелодрама вышла в 1998 году. Центральную роль в этом фильме убедительно сыграл Дэвид Тьюлис. Молодая африканка совершает преступление в родной стране. Она бежит в Рим в надежде спастись от наказания, которое ей грозит. Убежище девушка находит в доме английского пианиста.

Героиня должна расплачиваться за предоставленное жилье выполнением работы по дому. Параллельно девушка пытается выучиться на врача. Пианист, в доме которого она поселилась, зарабатывает на жизнь уроками фортепиано. Мужчина ведет образ жизни затворника, отличается замкнутостью и чопорностью. Однако юная африканка заставляет его потерять голову от любви.

С кем работал Висконти

Лукино Висконти за камерой о время съемок. 1969 год

С начала 1960-х за Висконти закрепилась репутация режиссера, который делает из актеров звезд первой величины. После премьеры фильма «Рокко и его братья» начинается взлет карьеры Алена Делона, а после выхода «Гибели богов» — Хельмута Бергера. Австриец Бергер станет главным актером Вискон­ти — именно он воплотит на экране процесс морального разложения и распада личности, который интересовал Висконти всю жизнь.

Из актрис режиссер особенно выделял Клаудию Кардинале («Рокко и его братья», «Леопард», «Туманные звезды Большой Медведицы») и Роми Шнайдер («Людвиг» и небольшой фильм «Работа» в альманахе «Боккаччо-70»).

Почти над всеми своими лентами Висконти работал с крупнейшей итальян­ской сценаристкой Сузо Чекки Д’Амико и выдающимся художником по костю­мам, будущим обладателем почетного «Оскара» Пьеро Този, а ключевые картины 1960-х сделал вместе с классиком мирового кино, оператором Джузеппе Ротунно.

Личная жизнь

Бернардо вступал в брак дважды, но оба союза не принесли кинематографисту детей.

Бернардо Бертолуччи и его первая жена Адриана Асти

Первая спутница жизни – итальянская артистка Адриана Асти – была старше режиссера на 8 лет и к моменту съемок в фильме Бертолуччи «Перед революцией» уже мелькнула в звездной ленте Лукино Висконти про боксера Рокко. Семейный союз просуществовал 5 лет.

Вторая жена – сценарист и режиссер, уроженка Танзании Клер Пиплоу. Этот брак выдержал проверку временем и продлился 40 лет, до смерти Бертолуччи.

Бернардо Бертолуччи и его вторая жена Клер Пиплоу

В целом о личной жизни режиссера, приговоренного к условному сроку «за аморальность», известно мало. Кинематографисту приписывают роман с художницей Марией Паолой Майно. Бернардо был увлекающимся человеком, однако влюблялся не столько в людей, сколько в идеи – поклонялся марксизму и фрейдизму, от атеизма, исповедуемого в молодости, перешел к буддизму. Но главной страстью Бертолуччи был кинематограф.

Титану итальянского кино принадлежит ряд ярких афоризмов. Кинематографист считал, что «любви нет, существуют только подтверждения этого чувства», а запреты провоцируют людей на борьбу со скукой.

Возвращение в Италию

В возрасте 45 лет Бертолуччи вернулся в Италию, где снимает фильмы новой тематики – это  лента «Ускользающая красота»  и фильм «Осажденные».

С началом нового века он продолжает работать  — выходят фильмы «Мечтатели»(2003) и «Я и ты» (2012). Критики писали, что его последний фильм – самый честный и искренний, самый легкий.  Он снимал его уже сидя в инвалидном кресле – перенес несколько сложных операций на позвоночнике. Здесь видна сквозная тема многих фильмов Бертолуччи: существование героя в замкнутом пространстве, где происходит его трансформация.

И если поэтом он стал, как говорят, «по праву рождения», потому что поэтом был его отец, то режиссером он стал по велению сердца. Сам режиссер шутил иногда, что он стремился спрятаться за камерой, чтобы поэтизировать и приукрасить жизнь.

А еще в 2011 году Бертолуччи получил награду Каннского кинофестиваля «За вклад в искусство» — это его вторая Золотая пальмовая ветвь.  

Много уровней «Конформиста»

«Конформист» — это не первый фильм Бертолуччи, но первая его работа, которая прогремела во всём мире. Как отмечал режиссёр, посредством этой картины он мог общаться с широкой аудиторией, потому что она кажется простой и понятной. При этом Бертолуччи подчёркивал, что для него «Конформист», напротив, оказался самой сложной лентой.

«Начиная просмотр, зритель входит на уровень прочтения, которого не хватало в фильме «Перед революцией». В той картине было много других уровней, но самого первого — прочтения при просмотре — в нём не было. В «Конформисте» этот первый уровень есть: когда происходит вхождение в фильм — и дальше зритель не испытывает никаких сложностей. Но на самом деле за ним скрывается множество других уровней», — пояснял Бертолуччи.

Критики высоко оценили картину. Они отмечали сценарий, сложное сочетание образов, а также то, какое эмоциональное воздействие лента оказывает на зрителя.

Критика восхитило и то, что человек в возрасте 30 лет может «породить замысел фильма такой глубины, исполнить его в таком уникально собственном стиле и так основательно пропитать его масштабами и пределами своего (авторского. — RT) видения».

Калум Марш из The Village Voice назвал «Конформиста» самым смелым и выразительным фильмом Бертолуччи, поскольку его герой погружается в фашизм не ради власти, а ради комфорта.

«Такой взгляд — своего рода квазисатирический тезис — делает «Конформиста» более едкой и резкой критикой фашизма по сравнению с относительно грубой работой «Двадцатый век». Те, кто оказались под влиянием фашизма, в «Конформисте» не изображены карикатурно жестокими. В этом нет нужды: их слабость, по замыслу Бертолуччи, говорит сама за себя», — пишет критик.

На Берлинском кинофестивале, где прошла премьера «Конформиста», фильм получил специальную награду от журналистов, а также премию международного евангелического жюри. Кроме того, лента была номинирована на «Оскар» за лучший адаптированный сценарий и на «Золотой глобус» как лучший иностранный фильм.

Ещё важнее вклад, который «Конформист» внёс в мировую киноиндустрию. Он задал направление для новой волны голливудского кино, а также популяризировал целый ряд не распространённых ранее приёмов.

«Конформист» оказал сильное влияние на творчество многих начинающих режиссёров, которые восприняли картину Бертолуччи как откровение. В числе вдохновлённых «Конформистом» — Фрэнсис Коппола, Мартин Скорсезе и Стивен Спилберг. Сложная структура фильма, символическая съёмка и некоторые виртуозно поставленные сцены нашли отражение во многих фильмах последующих лет.

Ранний период жизни

Бертолуччи родился в итальянском городе Парма , в регионе Эмилия-Романья . Он был старшим сыном Нинетты (Джованарди), учителя, и Аттилио Бертолуччи , поэта, известного историка искусства, антолога и кинокритика. Его мать родилась в Австралии от отца-итальянца и матери- австралийки (ирландского и шотландского происхождения).

Выросший в художественной среде, Бертолуччи начал писать в возрасте 15 лет и вскоре получил несколько престижных литературных премий, включая Premio Viareggio за свою первую книгу. Биография отца способствовала его карьере: старший Бертолуччи помог итальянскому режиссеру Пьеру Паоло Пазолини опубликовать его первый роман, а Пазолини ответил взаимностью, наняв Бертолуччи в качестве первого помощника в Риме на Аккаттоне (1961).

У Бертолуччи был один брат, театральный режиссер и драматург Джузеппе (27 февраля 1947 — 16 июня 2012). Его двоюродным братом был продюсер Джованни Бертолуччи (24 июня 1940 г. — 17 февраля 2005 г.), с которым он работал над рядом фильмов.

Детство и юность

Великий режиссер родился в 1941 году на севере Италии, в городе Парма, основанном до новой эры. У Бернардо были два брата, носящих распространенные в стране имена: старший Джованни и младший Джузеппе. Оба стали деятелями кино.

Бернардо Бертолуччи в молодости

Отец – профессор, кинокритик и поэт – брал малолетнего Бернардо не только на премьерные показы лент, но и на съемки. Мать работала учительницей и также поощряла интерес сына к кинематографу.

Интересный факт: в ранней молодости будущий оскароносный режиссер хотел стать поэтом и даже получил 2 литературные премии, а также изучал философию в Римском университете. Однако синефилия победила остальные увлечения юноши. В 21 год Бернардо бросает вуз, чтобы снять первый полнометражный фильм. К этому моменту в биографии Бертолуччи уже имелись любительские ленты и работа ассистентом в картинах Пазолини.

История жизни Бернардо Бертолуччи

После малоудачных фильмов «Луна» (1979) и «Трагедия смешного человека» (1981) Бертолуччи замолчал на целых шесть лет. Он пытался найти для себя новые темы и уехал через Америку на Восток. Так появился грандиозный замысел «Последнего императора» (1987). Удивительная судьба монарха Китая Пу И дала повод для экранного воплощения излюбленных философских тем Бертолуччи, связанных с предначертанностью и переменчивостью человеческих судеб, с цикличностью хода истории, с недостижимостью идеала. 

В созданный режиссером мощный, яркий национальный колорит Китая начала ХХ века диссонансом вписывается фигура единственного в этом фильме европейца (О’Тул). Немолодого джентльмена, элегантного, невозмутимого, несущего просвещение, дыхание «старой Европы». Герой О’Тула отчаянно одинок, как одиноки и нежизненны его принципы среди разгула восточного варварства, жестокости. И если императора Бертолуччи показывает рабом (при всей его неограниченной власти), то герой О’Тула внутренне свободен. Но в нем отчетливо ощущается обреченность, бессмысленность и нежизненность европейской цивилизации. 

Созданный с постановочным размахом фильм был с особым восторгом принят в Америке. «Последний император» удостоился девяти «Оскаров», получил приз «Сезар» как лучший иностранный фильм года. 

Вдохновленный успехом, Бертолуччи вновь устремляет взоры на загадочный и таинственный Восток. Его психологическая драма «Под защитой небес» (1990) с Джоном Малковичем и Дэброй Уингер в главных ролях, помимо традиционного для Бертолуччи анализа сложных взаимоотношений между мужчиной и женщиной, любовью и страстью, судьбой и смертью, насилием и мазохизмом, была посвящена к проблеме столкновения двух цивилизаций, европейской и восточной. 

Пораженный прохладным приемом картины в Америке, Бертолуччи в завершающем «восточную трилогию» фильме «Маленький Будда» (1993) резко усилил зрелищность изображения при помощи сложных спецэффектов и постарался сделать философию более понятной для массовой аудитории. 

кадр из фильма «Последний император»

Эта картина, над которой Бертолуччи работал в течение двух лет, в том числе в Непале и Бутане, представляет собой рассказ о событии фантастическом — перевоплощении духа тибетского ламы в тело западного ребенка. В киноповествование вплетены также эпизоды, воссоздающие легенду о Сиддхартхе Гаутаме, ставшем великим Буддой. Фильм обошелся продюсерам в 35 миллионов долларов. 

«Маленький Будда» стал для меня наиболее трудным, — говорил Бертолуччи. — Трудным еще и потому, что хотелось сделать его доступным детям. Буддисты упрекали меня «Как можно называть «маленьким» Будду, который так велик Это оскорбление!» Тогда я пошел к Далай-ламе. Он сказал, что в каждом из нас есть маленький Будда…» 

Фильм начал свое шествие по экранам мира в ноябре 1993 года с предварительной премьеры в Париже в присутствии одного-единственного зрителя. Но какого — самого Далай-ламы!.. 

кадр из фильма «Маленький Будда»

Кинематографом увлечено все семейство Бертолуччи продюсером стал старший брат Бернардо — Джованни; сценаристом и режиссером — младший брат Джузеппе. Его вторая жена — Клер Пеплоу (по происхождению англичанка) – также является режиссером, а ее брат Марк — сценаристом, с которым Бертолуччи сотрудничает в последнее время… 

Игра с Годаром

Бернардо Бертолуччи был поклонником франко-швейцарского режиссёра Жан-Люка Годара. Он вдохновлялся его творчеством и всегда прислушивался к мнению мастера.

«Я не рассказывал об этом десятки лет, но Годар был для меня настоящим гуру. Я считал, что история кино делится на два периода: до Годара и после Годара — как до и после Рождества Христова. Поэтому его мнение о фильме было для меня очень важным», — рассказал режиссёр.

Бертолуччи во многих картинах всячески цитировал и упоминал Годара. «Конформист» не стал исключением: в фильме были показаны реальный адрес и телефон Жан-Люка, по сюжету принадлежавшие профессору. Бертолуччи уверял, что это была своеобразная игра, а «Конформист» в некотором смысле — фильм о нём и его учителе Годаре.

«Я — Марчелло, я снимаю кино про фашистов и хочу убить Годара — революционера, снимающего революционное кино, — у которого я учился», — объяснял Бертолуччи.

Известно, что Годар не оценил эту «игру». Бертолуччи рассказывал, что после премьеры режиссёр подошёл к нему и молча протянул листок с изображением Мао Цзэдуна и короткой фразой: «Ты должен бороться с индивидуализмом и капитализмом». Взбешённый Бертолуччи скомкал и выбросил записку. Но спустя годы об этом пожалел — решил, что её стоило оставить на память.

Послушай меня, Марлон (2015) (Listen to Me Marlon)

Биография, Документальный

Режиссер: Стивен Райли

В ролях: Марлон Брандо, Стелла Адлер, Бернардо Бертолуччи

Уникальный аудио-автопортрет гениального актера

Создателям фильма удалось, что называется, получить доступ к первоисточнику — аудиозаписям Брандо, сделанным самим актером в домашней обстановке, во время деловых встреч, пресс-конференций, а также (внимание!) сеансов гипноза и психотерапии

Брандо был известным эксцентриком, презиравшим собственную славу и находившийся в непростых отношениях с выбранной профессией; все эти грани оживают в закадровых монологах актера, интимность которых достигает предельных степеней душевной обнаженности.

«Мечтатели» (2003)

Действие фильма разворачивается в Париже. в мае 1968 года, когда во время европейской контркультурной революции студенты строили баррикады.

Молодой американец Мэтью приезжает в столицу Франции  по программе студенческого обмена, чтобы улучшить свое знание французского. Там он находит единомышленников – Изабель и ее брата Тео, которые дни и ночи напролет смотрят фильмы и не выходят из дома. Сначала простое увлечение кино перерастает в сложную паутину психологических и сексуальных отношений. В это же время беспорядки на улицах Парижа достигают своей кульминации.

Слоган фильма звучит так: «Вместе – все возможно. Вместе – ничто не запрещено». Изначально на главную роль рассматривались актеры Леонардо Ди Каприо и Джейк Джилленхол. Но Ди Каприо отказался, так как был задействован в это время в картине «Авиатор», а Джилленхол не захотел сниматься из-за наличия обнаженных сцен. В итоге Бертолуччи отдал роль Майклу Питту прямо перед началом съемок.

Почести

  • Гранд-Кавалер ордена За заслуги перед Итальянской Республикой в Италии ( Рим , 2 июня 1988 года), по предложению Совета Министров.
  • Золотая медаль итальянской медалью за заслуги культуры и искусства в Италии ( Рим , 21 февраля 2001). За то, что сумел совместить поэзию и великолепное кино, как это было в истории итальянского кино . За то, что вы знаете, как вести диалог между разными культурами и мирами, оставаясь прочно укоренившимися в культуре вашей страны. За то, что смогла с энтузиазмом и смелостью представить политическую, социальную и культурную историю последних ста лет.
  • Почетная степень магистра истории и критики искусств и исполнительского мастерства Пармского университета ( Laurea Magistrale Honoris Causa in Storia e crisica delle arti e dello spettacolo ). Бернардо Бертолуччи — один из величайших и признанных режиссеров в мире. Его кино является ориентиром для целых поколений режиссеров, взволновало миллионы зрителей, а также вызвало широкие культурные дебаты, выходящие далеко за рамки киноиндустрии, и является предметом значительных исторических и теоретических исследований, опубликованных на всех основных языках мира. .

«Последнее танго в Париже» (1972)

45-летний американец Пол вместе со своей женой содержит небольшой отель в Париже. По непонятным причинам его супруга совершает самоубийство. В этот же день Пол знакомится с Жанной, привлекательной 20-летней парижанкой, которая помолвлена ​​с молодым кинорежиссером. Они знакомятся в квартире, которая потом превратилась в их убежище, где стерлись имена, социальные статусы и истории. Там существовали только он и она – мужчина и женщина. Нестабильность и неопределенность таких отношений вскоре начинают раздражать девушку. В конце фильма Пол рассказывает о себе, произносит слова любви в ресторане, где они танцуют последнее танго. Но правда все рушит: Жанна понимает, что у них нет будущего и пытается сбежать.

Изначально полная версия фильма Бертолуччи имела хронометраж около 4-х часов, но ее пришлось сильно сократить для стандарта кинотеатров. В итоге лента идет всего 129 минут, а «режиссёрская версия» – 136 минут. Эротический фильм итальянского режиссера с Марлоном Брандо и Марией Шнайдер был запрещен к показу в Италии, Португалии, Сингапуре, Новой Зеландии и Республике Корея. Несмотря на это, картина была номинирована на «Оскар», «Золотой глобус» и «Грэмми».

Смерть

С начала 2000-х в результате неудачной операции на позвоночнике Бертолуччи превратился в инвалида-колясочника. После нескольких лет отчаяния и затворничества режиссер вернулся в кино и снял свои самые светлые ленты.

Бернардо Бертолуччи в последние годы

Нестареющий душой классик в интервью говорил, что хочет ознаменовать 80-летний юбилей очередной кинематографической премьерой. Но эти планы не сбылись. Бернардо скончался в сентябре 2018 года, причиной смерти стал рак.

Бертолуччи считал год кончины композитора Джузеппе Верди фактическим началом 20 века. Смерть Бернардо ознаменовала окончание столетия, воспетого в кино гениальным самоучкой.

Заключение

Конечно, его фильмы не для всех. Они не массовые. И вряд ли каждый скажет, что они ему по душе. Они для тех, кто готов при просмотре фильма подумать. Кто готов принять другой, порою провокационный, смысл фильма. Возможно, поэтому так часто режиссер подвергался критике. Но безусловен его индивидуальный подход к кино. Его уникальный взгляд на мир. Его философское отношение к происходящему в этом мире.

Фильмы мастера изучают сегодня в киношколах всего мира как примеры настоящего и уникального творчества и смелости. И, несмотря на провокационность его картин, многие актеры признаются в интервью, что лучшие роли они сыграли именно в его фильмах.

Автор статьи:  Ульяна  Гуляева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector